Сочинения по литературе. 10 класс




Сочинение
Нужен ли Базаров России?
(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Россия – огромнейшая страна, великая и могучая держава. Множество великих имен таких, как Ломоносов,  Пушкин, Маяковский, Тургенев, Толстой, прославляют нашу страну, заставляют гордиться ею, прививают любовь к родине.
            Но русских дух, несмотря на свое могущество, во многие времена проявлял свою лень, инертность. И не всегда у русского человека была возможность развиваться, получать знания, забывать о ненужном старом и усваивать что-то новое.
            Перед нами встает вопрос: «А нужны  ли кто-то или что-то для нашей страны для продвижения вперед и развития? Зачем ходить далеко? Рассмотрим пример из истории. Историческая личность Петр Первый поставил цель поднять государство и сделать его великой державой. А потом, через длительное время, Ленин своими трудами, силой новой власти смог направить людей на создание совершенно нового государства. Именно этот, уже новый народ, смог  выстоять в тяжелые годы войны и голода.
            Нужен ли нам необычный человек, который бы вел нас к чему-то новому, заставляя каждого человека встать с колен, пробудиться от вечного сна и открыть глаза на весь окружающий мир? И каждый из нас ответит, что нужен, ведь любому человеку нужна опора, которая заставила бы его идти дальше.
            Является ли такой опорой Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Попробуем  разобраться с   данным образом. Евгений Васильевич Базаров – персонаж, отрицающий все происходящее, выходец из «среднего народа», а точнее людей среднего класса, имеющий обычную, простонародную речь. Несмотря на это, он был умен и многосторонне развит. Даже не видя ничего хорошего в искусстве, он  разбирался и в музыке, и в литературе. Он был демократом, шел к новому, отрицая все пережитое, старое, отрицая любовь и много других человеческих чувств, чуждых ему. Он, как огромный механический рычаг, мог бы заставлять людей учиться, работать и забывать обо всем окружающем, забывать обо всем том, что отвлекает их от самого главного или же не имеет вовсе какого-то смысла в достижении  цели. Сам герой говорил «Наше дело ломать…  А строить будут другие».
            Конечно, мы не будем рассматривать данный персонаж, когда он остается один, без друга, без семьи, в которой его любят, но не понимают, а самое главное, когда он остается без любимой женщины, которая пробуждает в нем чувства. Нам как народу  не нужны духовные переживания  и проблемы, нам нужен рычаг, который бы убил в нас всю обломовщину, которая мешает развитию как отдельно взятого человека, так и всех людей.
            Но нужен ли нам человек, который бы  отрицал искусство? Нет. Все мы должны развиваться, понимать прекрасное, создавать его и уметь не только работать, приобретать новые знания, но так же и думать, мечтать, строить для себя новые цели и понимать «почему я такой» или даже «кто я такой».
            Так, мы точно понимает, какой человек нужен стране и нашему народу. Этот ли демократ Базаров, смотрящий лишь вперед все ломающий на своем пути, забывающий традиции.  Ведь именно традиции -  это история народа, и человек, не знающий свою историю, не имеет будущего. И мы будем идти вперед. Постоянно что-то созидать и все затем разрушать. Но чего это стоит? Как далеко мы сможем уйти?  Видя закономерность появления новых людей. таких, как Базаров,  Тургенев видел и их бесперспективность. Потому и заканчивает роман смертью главного героя, где он сам задает вопрос, нужен ли он России.
            Стране и людям, возможно, нужен Базаров, но не такой, прямолинейно отрицающий  все прошлое. Нам нужен тот, кто будет  идти вперед, уважать пережитое старое и,  добавляя новое, просветлять разум людей. Именно такой может олицетворять героя нашего времени и жить в настоящем, а не в выдуманном утопическом будущем нашей страны.
             

Сочинение
Нужен ли Базаров России?
(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
            Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году. Он стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят некоторой частью молодежи как  пример для подражания. Образ главного героя сложен и противоречив. Он обладает глубоким умом и умением отстаивать свое мнение. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, отрицающим все. Для него не существует ни принципов, ни авторитетов. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее великого поэта», что «Рафаэль гроша медного не стоит». Любовь он рассматривает только с точки зрения физиологической потребности. Базаров не видит красоты в природе, считает, что природа нужна людям как «мастерская».
            Да, Базаров груб и не принимает никаких жизненных ценностей. Но все же стоит задуматься над вопросом: «Нужен ли он России?» Конечно, нужен! Евгений Васильевич Базаров – патриот своей страны и хочет, чтобы Россия была развитым государством. Но в его теории есть недочеты. Она недоработана, с какой-то стороны правильна, но уж очень категорична. Ведь в жизни всего должно быть в меру. Базаров говорит, что России нужны: «сапожник», «портной», «мясник», то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не «сидящие сложа руки" и уважающие себя за это, как Павел Петрович. Базаров  прав. Но в наслаждении искусством тоже должна быть мера. Если все люди будут собираться и вести светские беседы, обсуждать интересующие их темы, то о развитии страны не может быть и речи. И искусство, и наука необходимы, но в меру. Тогда в России не будет разрухи в духовной и экономической сферах.
            Базаров индивидуален, не такой, как все, его суждения заставляют задуматься. Он никогда не тратит время на пустые суждения, говорит только по существу. Он не так уж и плох. Лечит больных людей, трудится. И все это для народы и для страны. Но он сам не уверен в своей теории, потому как столкнулся нос к носу с любовью. Общество, хоть и принимает его нигилизм, но не уверено в правильности его идей и положений. Базаров, не найдя своей полезности, точнее поддержки, угасает, говоря при смерти : «Нет, видно, не нужен…» В этом, по-видимому, убежден и автор романа. Не случайно же он проводит своего героя по второму кругу, будто отрывая его от всех остальных героев романа. После дуэли  с Павлом Петровичем Базарову нет места в Марьине. Уже не может он вернуться в имение Одинцовой: нет продолжения у любовного романа. А его псевдопоследователи Ситников и Кукшина не поймут величия натуры своего учителя никогда. Да и Аркадий оказался «либеральным баричем». Народу, для которого Базаров так старается, он тоже непонятен да и не нужен.  Одиночество главного героя всей композицией романа подчеркивает писатель.
            И все-таки, мне кажется, если бы Базаров боролся до конца, он стал бы великим человеком. Возможно, любовь смогла бы изменить его, сделать более чувствительным, не столь категоричным. Но писатель придумал другой финал, он «убил» , не доведя героя до  победного конца. Очень жаль, что Базаров не успел сделать ничего выдающегося для страны. И все-таки можно  сказать, что Базаров нужен России, что  такие, как Базаров,  России необходимы.



Сочинение
«Почему я такой»? (По роману И. А. Гончарова «Обломов).
Почему я такой? Ответ на этот вопрос будет довольно обширный и развернутый. Для начала разберем суть вопроса , «почему я такой?» Скорее всего этот вопрос означает непохожесть на других. И с первых страниц романа «Обломов» эта непохожесть видна.  И. А. Гончаров показывает Обломова ленивым, бездеятельным, пассивным. Даже описание интерьера его комнаты и внешность говорят об этом. «Обломов как-то обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». А его вечный халат, разношенные туфли, прошлогодние газеты говорят о жизни человека, который потерялся сам или потерял сам себя. Есть в Обломове и положительные черты. Он добрый, нежный, чистый душой и самокритичный. «Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно живут, а у него будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его  существования».
Найти ответ на вопрос, «почему я такой», нам помогает Захар. Он практически полное зеркальное отражение своего барина, такой же ленивый, пассивный, как Обломов. Захар позволяет себе спорить с барином, а Обломов это спокойно терпит, потому что они зависят друг от друга   в этом царстве лени и бескультурья.
Кроме Захара, понять,  почему главный герой романа такой, нам помогает сон Обломова, которому автор уделил особое внимание в  композиции романа. В нем читателю показывают детство  главного героя романа. И становится понятно, что вся лень, сомнения в действиях, пустота берут начало в детстве, где за маленького Илюшу делали буквально все няньки, слуги. Тут-то и берет начало  так называемая «обломовщина».
Вы спросите: «Что такое обломовщина? Как она поможет ответить на поставленный вопрос?» Что ж, в этом нам поможет еще один немало значимый герой романа Андрей Иванович  Штольц. Для начала немного о Штольце. Это лучший друг Обломова, он «вполне доволен собой», это полная противоположность Обломова, ведь он активный, трудолюбивый, сильный, энергичный, «состоит из мускулов и костей». Штольц приезжает к Обломову, чтобы вытащить его из царства лени, бездействия и пустоты. И именно Щтольц первый называет  состояние Обломова «обломовщиной». Но об этом позже.
Сначала надо поговорить еще об одной стороне вопроса, «почему я такой». Это любовное испытание Обломова, через которое проводит героя автор романа. Чтобы вытащить своего друга из пучины лени, Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской. И сначала любовь помогает Обломову преобразиться, но лишь сначала… Ведь Ольга любила того Обломова, каким он начал было становиться, то есть она любила идеального Обломова, каким он мог стать, но не стал, потому что слишком сильно проросло в нем обломовское начало.
Теперь следует вернуться к «обломовщине» и к окончательному ответу на вопрос: «Почему я такой?» Ответ кроется в понятии  самого слова «обломовщина». Это болезнь, которую надо лечить. А причина болезни не только в обществе и среде, но и в выборе самого человека. Возможностей сделать правильный выбор у Ильи Ильича Обломова было достаточно. Конечно, образ  Обломова гиперболизирован. Автор сделал это, чтобы показать, к чему может привести бездеятельное, бесцельное существование, показать  самую суть «обломовщины», которая скрывается  в каждом русском человеке. Вот собственно почему я считаю понятие «обломовщина» главным ответом на вопрос, почему Обломов такой.         
.   


Сочинение
«Почему я такой»? (По роману И. А. Гончарова «Обломов).
Ни одна книга не пишется просто так. Автор всегда хочет показать своим читателям что-то важное, нужное, какие-то простые истины. Например, в романе «Обломов» А. И. Гончаров показывает, « как и отчего у нас люди
превращаются прежде времени в кисель».  Главный герой произведения спрашивает себя: «Почему я такой?» Как же Обломов пришел к такому вопросу, который он задает явно с горечью? Что он сделал, чтобы себя так корить? Я хочу разобраться в этом и понять, что хотел сказать автор читателям.
Обломову чуть больше 30 лет, однако выглядит он гораздо старше. «Обломов как-то обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины».  Он все время сидит дома, точнее лежит на своем диване, и думает о будущем своего имения и о том, как будет потом в нем жить со своими детьми. И при этом он ничего не делает для будущего, совершенно не следит за порядком, у него даже в его комнате везде пыль и грязь, ему чужда любая активность, и переезжать из своего дома ему страшно. Он уверен: смысл его жизни в отдыхе и покое. В своих мыслях он приводит такую достойную аргументацию сложившемуся образу жизни, что я как читатель даже вначале согласилась с этим. Но тут автор, наверное, чтобы мы не запутались, представляет нам друга детства Обломова Штольца, которая  полная противоположность главному герою, потому что активный, деятельный, аккуратный. Лично для меня Обломов и Штольц кажутся настолько разными, что даже не верится, что они могут дружить. Но следя за развитием сюжета романа,  читатель  понимает, что они нуждаются друг в друге. И кроме того, Штольц желает добра своему другу, помогает ему выбраться из ямы, в которой тот находится, и даже готов при этом пожертвовать своим счастьем.
И  здесь судьба подкидывает Обломову еще один  шанс исправиться: любовь. Но, несмотря на старания его возлюбленной Ольги Ильинской, наш герой не справляется с собой. Он снова погружается в ту яму, в которой находился раньше. После того как Илья Ильич расстается с Ольгой, с которой бы его ожидала деятельная, активная жизнь, он женится на Пшеницыной, с которой живет в покое. А  Ольга уже Штольцу говорит, что Обломов мертвый и ничто его не разбудит.
Так почему же Обломов «мертвый»? Сначала кажется, судьба главному герою подкинула какое-то тяжелое испытание. Например, гибель близкого родственника или  еще что-то страшное, из-за  чего Обломов разочаровался в жизни, потерял ее смысл. Нет! Никакой трагедии в жизни героя не произошло. Как мы знаем из главы «Сон Обломова», рос он в ласке и был даже энергичным мальчиком, однако родители потушили  в нем этот огонь своей излишней опекой. Они заботились только о  здоровье Илюши. Неслучайно Гончаров описывает в нескольких главах детство Обломова. Ребенок все наблюдал, все впитывал… Настоящее героя уходит корнями в его прошлое. В царстве «всепоглощающего, ничем непобедимого сна», в котором жила Обломовка, убеждает нас писатель, можно сформироваться только таким.  В  юности Обломов  мечтал быть полезным России. А потом его одолела лень. Самое страшное, что Обломов осознавал свое положение, он видел, что постепенно наступала нравственная и духовная смерть. Он  даже корил себя, но не принял никаких мер по исправлению своей личности. Такому образу жизни автор словами  Штольца дает название «обломовщина».
«Обломовщина» – это образ жизни, характеризующийся бездеятельностью, бесцельным существованием. Может, это болезнь, которую надо лечить? А причина болезни – в обществе, в среде? В среде, которая готова задушить, загубить лучшие порывы человеческой души? Да, скорее всего, обломовщина – это состояние общества, при котором уничтожается лучшее в человеке. И.А. Гончаров хотел показать нам: лень губит, и если вовремя не начать бороться с собой, то ничто не вернет к жизни.
         Прочитав роман, я нашла ответ на вопрос Обломова, почему он такой.
Весь образ жизни его, от детства до последних дней ( он умер в расцвете лет) и есть ответ на этот вопрос.  Но у меня появились новые вопросы, на которые я буду искать ответы: « Кто, что влияет на человека? Среда? Задатки, с которыми человек родился? Сам человек? Какова степень ответственности человека? Как сделать правильный выбор своего пути, чтобы жизнь была прожита не впустую?»
         Такие вопросы возникают у тех, кто внимательно прочитал роман Гончарова. Видимо, и самого писателя мучил такой вопрос.





Мои размышления о стихотворении
Ф. И. Тютчева « Как океан объемлет шар земной».

Федор Иванович Тютчев известен своими мелодичными, нежными стихотворениями. В лирике Тютчева выделяется тема любви. А тема природы часто переплетается с  философскими размышлениями поэта.
Читая стихотворение Тютчева «Как океан объемлет шар земной», я сразу обращаю внимание на описание природы. Писатель показывает нам окружающую среду при помощи эпитетов: «звучными волнами», «пылающею бездной». Это помогает нам окунуться в ту атмосферу, в которой пребывает сам поэт, то есть в неспокойный мир снов.
В то же время можно обратить внимание на рассуждение, которое ведет поэт. Тютчев размышляет о ночи. Из стихотворения можно понять, что для писателя это волшебное время, когда вся земная жизнь окутывается снами. Тютчев очень красиво описывает сонное состояние человека при помощи сравнения «как океан объемлет шар земной», олицетворений: «свод глядел», «прилив уносит». Эти средства выразительности помогают понять, что сон – это состояние сознания, когда человек не может управлять своими мыслями, когда соединяются  материальный и духовный мир. Тютчев в 19 веке  уже задумался о важнейшем моменте в жизни человека, когда «голубое небо» и «пылающая бездна» соединяются друг с другом. Состояние сна до сих пор является загадкой для ученых.
Прочитав стихотворение, я подумала.  к какому же направлению его отнести ? Здесь  мы видим и описание природы, и философские размышления поэта о снах.  Значит, это стихотворение, как и многие другие в лирике Тютчева, объединяет в себе и тему природы, и философию.
Размышляя  о стихотворении «Как океан объемлет шар земной», я могу найти характерные для лирики Тютчева  черты. Его стихотворения очень поэтичны, они создают  не только прекрасные образы природы, но и заставляют читателя размышлять о вечном, о месте человека в огромной Вселенной. Таким же показалось мне и стихотворение «Как океан объемлет шар земной».
Конечно, о природе писали такие великие поэты, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Их лирика по-своему прекрасна. Но так, как Ф. И. Тютчев, пробуждать читателя, заставлять размышлять его о природе, о мире, о человеке,  не мог

ни один из поэтов. Поэзия Ф. И. Тютчева дарит эстетическое удовлетворение. Она приобщает к настоящему искусству, развивает мышление.







Комментариев нет:

Отправить комментарий