Лексические средства
Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но
противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким
источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит
средством антитезы.: он был слаб телом,
но силен духом.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по
значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие,
предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
Литота – худ-е преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного
впечатления.
Индивидуально-авторские неологизмы
(окказионализмы) -благодаря
своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать
авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы нам самим следить, чтобы наши
права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Синонимы – это слова,
относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же
время различающиеся оттенками значения:Влюбленность – любовь, приятель –
друг. Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ.
Для усиления признака.
Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими
явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение
одних предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор
употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки
картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика
и самого автора.
В метафоре автор создает образ –
художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а
читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между
переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше,
чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут
рассматриваться как разновидность метафоры.
Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака
осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый
предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия,
которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой,
выразительной.
Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору
выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать
описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем
сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков
предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание
цвета: Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в
творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца. Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью
слов: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.
Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное
экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные
определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев,
окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора
к событиям, к человеку и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия. Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.
Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление
какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют
художественное определение, т.е красочное , образное, которое
подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное
свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно
выступает как художественное, образное определение к другому: болтушка сорока, роковые часы. жадно всматривается; слушает
замерев; но чаще всего
эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном
значении: взоры
полусонные, нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те
свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет
обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или
их свойства.
Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном
нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и
других выразительных средств
художественной речи: Ради своего
ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и
нисходящая ( ослабление признака).
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком
противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого
контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить
явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления,
образы и т.д.
Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит,
отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение
к предмету.
Историзмы-слова, которые
вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали (кольчуга,
ямщик)
Архаизмы- слова, которые в
соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями. (уста-рот, ланиты-щеки)
В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать
колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут
использоваться как средство комического
Заимств. Слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ.
Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.
.
Грамматические средства.
Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием
создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому
(гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):Безобразное отношение! Как
можно беречь счастье! Восклицательные
предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!
Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке
подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед
определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после
управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:Современная
молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это
установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство,
употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
Повтор – сознательное
употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение
этого образа, понятия и т.д.: Пушкин былстрадалец,
страдалец в полном смысле этого слова.
Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения
авторской позиции. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с
ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы
вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и
неисправность?
Какое лето, что за лето? Да это просто
колдовство!
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных
разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой
автора.
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных
искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого
романтика» .
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной,
усиливают эмоциональный пафос текста:Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох
платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.
Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале
предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах,
переполняющих душу в этот момент?
Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая
значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Водные слова используются для того, чтобы выразить уверенность(конечно),
неуверенность(возможно), различные чувства(к счастью), источник высказывания(по
словам), порядок явлений(во-первых), оценка(мягко говоря), для привлечения
внимания(знаешь, понимаешь, послушай)
Обращения- используется
для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание
собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику(Милая и родная
мама!- распространенное обращении е)
Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету,
форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте, передают
динамику действия.
Слова-предложения – Да! А как же! Конечно! Используются в разговорной речи, выражают сильные
чувства побуждения.
Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть
высказывания.(У забора, у самой калитки…)
Очень хороший ресурс
ОтветитьУдалить